Почему многозадачность не эффективна

Проделайте простое упражнение, оно займет не больше 2 минут. Напишите фразу «Многозадачность хуже лжи» двумя способами. Сначала, чередуя написание каждой буквы с написанием цифры под ней. Потом проделайте то же самое, но сначала напишите фразу целиком, и только потом пронумеруйте буквы. Засеките время. Это пример того, что у вас получится. Дважды.

Многозадачность хуже лжи
буква м н о г о з а д а ч н о с т ь х у ж е л ж и
цифра 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Вы увидите, что в первом случае мозгу потребовалось почти в 2 раза больше времени. Вопреки популярному мнению даже Цезарь не смог бы сделать это упражнение с одинаковой скоростью оба раза. Дальше мы расскажем, почему не стоит браться за сто дел одновременно, и поможем войти в режим монозадачности.

Почему многозадачность приятна?

Ответ спрятан в префронтальной коре нашего мозга. Когда мы фокусируемся на одной задаче, левая и правая области коры работают вместе. Если мы начинаем переключаться между задачами, эти области работают попеременно: активность скачет туда-обратно. Заметьте, ни о какой «многозадачности» — одновременном выполнении нескольких дел — речи не идет. При таком переключении в мозге выделяются эндогенные опиодные пептиды (эндорфины), которые воздействуют на центр удовольствий. Поэтому мы чувство удовольствия и испытываем.

В то же время частое переключение между задачами снижает нашу эффективность. В 2009 году Клиффорд Насс, профессор Стэнфордского университета, провел исследование многозадачности на 100 студентах. Оказалось, что мозг в режиме постоянного переключения работает с информацией так же медленно, как при острой нехватке сна.

Многозадачность: радость или разочарование

В 2015 году, чтобы узнать, как разнообразие задач влияет на уровень счастья, даже было проведено специальное исследование. Ученые хотели понять, когда мы счастливее: когда концентрируемся на одной задаче и отдаем всего себя делу или когда одновременно делаем кучу вещей, чувствуя себя всемогущим. Исследование состояло из серии экспериментов с разными аудиториями. Так, студентов попросили проделать разные операции с конфетами: одна группа одновременно оценивала вкус конфет, придумывала им названия и сортировала, другая — только оценивала вкус. В конце всем участникам задавали два вопроса: насколько они сейчас счастливы и удовлетворены. Оказалось, что счастливее чувствовали себя те, кто занимался только одной задачей. Студенты-многозадачники не чувствовали себя достаточно продуктивными и испытывали стресс.

При этом исследователи отмечают, что на длительных отрезках времени смена деятельности наоборот делает нас счастливее. То есть, чем меньше отрезок времени, на котором мы переключаемся между делами, тем меньше мы чувствуем удовлетворение от проделанного.

Можно ли натренировать многозадачность?

Да! Еще в 70-х психолог-когнитивист Ульрик Найссер в книге «Познание и реальность» поделился экспериментом своих аспирантов — Элизабет Сопелке и Уильяма Херста. 17 недель они тренировали двух студентов-биологов одновременно читать текст, понимая его смысл, и записывать слова под диктовку. К концу эксперимента студенты могли не только записывать слова, но и делить их на категории. Похожий эксперимент был проведен в 2009 году Университетом Вандербильда. В обоих случаях тренируется скорость переключения между задачами, хотя внешне действия будут казаться одновременными.

К монозадачности

Какова альтернатива популярной многозадачности? «Монозадачность». Этот термин впервые предложил дизайнер Паоло Кардини во время своего выступления на TED. Через три года Девора Зак выпустила книгу с похожим названием: «Однозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном деле». В книге есть тест из 20 вопросов, который поможет оценить, насколько у вас развит навык однозадачности. Вот несколько вопросов:

  • Вы беседуете с коллегой и одновременно отвечаете на электронное письмо или СМС другого человека?
  • Вы отвечаете на срочное сообщение, разговаривая по телефону или находясь на совещании?
  • В ходе совещания ловите себя на мысли, что не помните, о чем только что говорил выступающий?

Если вы ответили «Да» хотя бы на один из них, значит, эта книга для вас.

Читать книгу в библиотеке*

*

*Чтобы стать читателем библиотеки, нужно зарегистрироваться на сайте ресурса. Указывайте только рабочий электронный адрес.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *